пятница, 22 апреля 2011 г.

Последняя пасха





Весною, конечно, у нас достаточно чисто. Главную улицу Ленина, да проспект Мира драют чуть ли шампунем. Там и сям снова устанавливают  скамейки и красят бордюры. Во дворах за домами, из под снега появляются собачьи подснежники. Также можно найти использованные шприцы и не новые предохранительно-резиновые изделия. Вляпаешься порой, в эту гадость – жить неохота. Даже пекинес мой смысл жизни теряет: нанюхается всякой дряни, а то и норовит сожрать. 

Одно радует – праздников много. Особенно в мае. Можно слегка погулять. Хорошо выпить. Хорошо закусить.

Особенно пасха. Народ радуется вовсю. Христос воскрес, говорит. Яйца вовсю красят. Потом ими же стукаются. Некоторые даже, шутя конечно, о лоб друг дружке бьют. Потеха!  Одному как-то в предыдущее торжество в глаз засветили яйцом. По-пьянке конечно. В здравом уме кто же будет крашеное пасхальное яйцо о глаз разбивать. Больно ж, наверное.

Но я бы не сказал, что я человек очень религиозный. Скорее даже наоборот. Один раз даже клип Мэрилина Мэнсона посмотрел. Да всего-то одним глазком. Правым. Это ж мне тогда и засветили пасхальным-то яйцом. Максим Орлов в пылу своего религиозного чувства полез мне о лоб освящённое  красное яйцо бить. Думает, я от этого дольше проживу. А я, дурак,  увернулся. Да чуть не удачно. Не в ту сторону.

Да, вот так. Максим – тот человек религиозный.  Целых два раза в год в церковь  ходит. А я всего один.  Но пасху кушаю как все и не стыжусь. Все таки Христос воскрес и всё такое.

И в этот раз жена послала меня рядом в булочную местного хлебокомбината имени  Павлика Морозова.

       Народу на пасху конечно набежало немерянно. Ну, я тоже стою, значит. Передо мной молодая такая дама в джинсах на босу ногу. За мной мужичишко такой степенный. Борода еще у него такая коротко подстриженная и сделана, как у нынешнего Брюса Уиллиса из кино. Только, что Брюс Уиллис лысый, как коленка, а у этого причёска – ёжик. Или бобрик. Но мужик видать солидный. При галстуке. 

            Стоим. Каждый к разным хлебобулочным изделиям покупает обязательно пасхальный кулич. А они там разные. Большие, маленькие, толстые и не очень. Помадкой сладкой залиты щедро. М-м-м, delicious

            Только я слышу, что Брюс, который стоит позади меня в очереди каждый раз, когда кто-то покупает кулич похихихивает.

Гы-гы, гы-гы…

            Дурак, думаю, что ли? С чего бы это?

А он по мере продвижения уже чуть не прыскает от смеха. Но еще сдерживается. У нас про таких говорят: закатилась в попу ягодка.

Тут дама в джинсах, что передо мной начинает покупать кулич и говорит:

-Мне, говорит, вот тот длинный, и еще вон тот короткий и толстый, для мужа, и – показывает длинным красным ногтем на полку с куличами.

Тут мужика с ягодкой прорвало. Прикрыв ладонью глаза, о начал трястись от смеха и издавать какие-то невнятные звуки:

-У-ху-ху, у-у-у-ху-у-у… , - как будто сове рассказали анекдот про  Пятачка и Вини-Пуха и она теперь смеётся.

Все посмотрели на него с нескрываемым любопытством и  осторожностью. Психбольной какой-то на пасху в булочную зашел. Чудо в перьях, тоже мне.

-Извините, - вдруг сказал психбольной, - простите меня, пожалуйста,- накатило, что-то. Бывает, граждане.

-Бывает, - подумали граждане с облегчением,- Ладно, прощаем. Пасха все-таки. Светлый праздник.

-Вам какой, - вдруг спрашивает меня продавщица, - какой кулич-то – маленький или большой?

-Стандартный,- говорю, - три давайте.

А она даёт мне, по всем правилам торговли три больших, румяных кулича по 70 рублей за штуку. Мне, жене и дочери, значит.

Тот, что с бородой Брюса Уиллиса на этот раз никак не стал выражать  своих эмоций.

Я забрал мелочь на сдачу и уходя, слышал, как Брюс купил пакет пряников «Шоколадное сердце» и ореховые вафли.

-А кулич воскресный? -  смело предложила продавщица, на плакетке которой значилось имя  Валентина Ивановна  Сошникова.

Брюс улыбнулся себе в бороду и снисходительно улыбнувшись, покачал головой:

- Нет, спасибо.  Я как ни будь без него…- и расплатился тысячной купюрой.

Валентина Ивановна хотела было завестись насчёт, мол, чего такие крупные деньги даёте, поищите поменьше. Но сдержалась. Праздник все таки. Чего человеку его портить, даже если он не нормальный. Куличи, видите ли, он не ест в светлый праздник.

Стою я после всего этого магазина и рубаху заправляю. Пакеты наземь поставил. Заправлю я, значит, рубаху в штаны, и слышу голос Брюса Уиллиса из булочной.

-Извините, у Вас огонька не найдётся. Мне кажется, я зажигалку потерял,- и крутит так кокетливо сигарету между пальцами.

-Извините, - отвечаю, - я двенадцать лет как бросил. Здоровье берегу.

-Это правильно, - говорит, - а я вот не могу никак. Привычка зверская. Работа еще нервная.

Тут я решил проявить некоторую инициативу и узнать, зачем же он хихикал в булочной, разжигая нездоровее любопытство в обывателях.

Ну и спросил, прям в лоб его об этом.

-Да, понимаете, уважаемый,- говорит,- я ведь преподаю в педагогическом институте. Такую дисциплину, как религиоведение. А там в этой науке много чего интересного.

- И чего же интересного, - спрашиваю, - вы в своих энциклопедиях вычитали, что Вас так развезло  в булочной?

-Так, в том, то и дело, земляк, что изучал я историю современных религиозных обрядов. В частности пасхальные традиции.

- И чего смешного?

-Да, может и ничего. Вот только кулич пасхальный и яйца имеют уж очень непривлекательный смысл или значение.

-Ну…- спрашиваю.

-Ну и вот, - преподаватель почесал лоб,-  а символы сии пришли в нашу отечественную традицию из далёких  мест. Был такой народец – тенгриане…

-Тен…чего? - спрашиваю

-А не важно, - Брюс, махнул рукой,- был такой народ и по традиции, корни которой уходят в Индию они отмечали приход весны 25 марта. И к этому дню пекли куличи. А кулич олицетворял мужское начало. В Индии и во многих других странах его символом был, извините,  фаллос или мужской половой орган. Рядом клали два крашеных яйца. Ну вы, понимаете…  А белая помадка сверху, это… - и наклонившись прошептал мне на ухо.

-Понимаю, - говорю, – вот зараза!

Он еще что- то говорил о языческих культах матери богов, и как эти традиции плавно перекочевали от язычников к  христианам, потому, что последние, отступив от заповедей Христовых, решили, что лучше количество, нежели качество и стали потворствовать всяким поганым обрядам и смешивать их с истинным учением.

Я бы не сказал, что я человек очень религиозный. Скорее даже наоборот.  

- Знаете, - говорю я,- у меня нет высшего образования, да я и не придаю этому особого значения. Ну похож конечно, кулич на это самое и помадка сверху… Только кому это интересно?

-Ну, некоторым интересно,- говорит преподаватель, пряча измятую сигарету в пачку,- извините меня, конечно, я не хотел задевать ничьих религиозных чувств. Но лично для меня – важно, откуда тот или иной праздник берет свое начало. Неохота фаллосы из теста кушать.

Я почесал затылок, и мы немного посмеялись, разрядив обстановку.

-Ну, прощайте, - сказал Брюс Уиллис, - успехов! -  и зашагал к белой «Тойоте Короне» 2005  года выпуска.

Дома жена и дочь распаковали куличи, достали с полки крашеные яйца, налили чай. А я сижу, как чумной и кулич в  меня не лезет. Посмотрю на него, вспомню разговор с преподавателем,  и воротит чего-то с непривычки. Не привык я как-то мужское достоинство из теста кушать.

Экий я впечатлительный, думаю. Взял всё же кулич в одну руку и яйца в другую. Посмотрел на них, приладил друг  к другу. Вот, зараза, думаю. Весь праздник мне поломал преподаватель.

А тут ещё дочка лезет:

- Кушай, говорит, папа кулич, а я о тебя можно сейчас яичко  разобью?

-Яйцо…- поправил я её и подставил лоб.

Жена тут под руку еще говорит:

-Чего это, Иван Петрович, ты такой грустный и куличи не ешь?

-Да чего, то не хочется сегодня… - отвечаю уклончиво.

-А может под водочку?- спрашивает лукавая.

-Под водочку? Под неё, мать,  не грех,- говорю.- Неси уж.

Выпил я алкоголя 250 грамм, слопал  свой кулич, залакировал его яйцами. А на душе все равно тошно.

            Экий я впечатлительный, думаю. Меньше знаешь – крепче спишь.

            На следующий день я пошел в книжный магазин и  купил томик по истории религий. Такого там узнал… Религия, конечно, штука тёмная. Традиции тоже. Но, думаю, о корнях знать нужно интеллигентному человеку.

            Совсем верующим я, конечно, не стал от этого. Но в тот год, это была моя последняя пасха.




(с) 2011

1 комментарий:

  1. Читал я об этой пасхальной истории. Бррррррр. Тоже теперь не ем

    ОтветитьУдалить